Фильм «Белый бог»

Тема в разделе 'Разговор на отвлеченные темы', создана пользователем zwezda, 15 фев 2015.

  1. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Дворняги против человечества: фильм недели – «Белый бог»

    Почему кино о войне бездомных собак с людьми интереснее эротической мелодрамы

    Сегодня почти все напишут про экранизацию эротического хита «Пятьдесят оттенков серого», на который телерекламы призывали заранее раскупать билеты, поскольку лишних не останется. Открыл на днях роман-первоисточник, читаю: «Когда наши пальцы соприкасаются, по моему телу пробегает странная, пьянящая дрожь. Я в смущении отдергиваю руку. Наверное, электрический разряд. Мои ресницы хлопают в такт биению сердца».

    Слушайте, можно я на это не пойду? Другие явно напишут про «оттенки серого» убедительнее меня. Я же лучше – про другой вышедший у нас действительно необычный фильм: «Белого бога» венгерского мэтра нового поколения Корнела Мундруцо. На прошлом Каннском фестивале он получил главный приз программы «Особый взгляд». Венгрия выдвигала его и на «Оскар».

    О ЧЕМ ФИЛЬМ. О девочке-подростке и ее любимом псе-метисе, который вырос в атмосфере добра и считает всех без исключения людей замечательными. Поначалу идиллия полная. Пес, например, обожает слушать, как девушка музицирует. «Белый бог» напоминает в этот момент советскую классическую ленту про собаку «Белый Бим Черное ухо» (где идиллия, впрочем, тоже в какой-то момент нарушается). Напасти приходят от власти. В стране (Венгрия, которая чуточку видоизменена режиссерской фантазией) принимают закон, что все беспородные собаки облагаются налогом. Утаить присутствие в доме дворняги трудно – и не только потому, что ее необходимо выгуливать. Уровень догофобии в обществе высок, и соседи с удовольствием стучат на владельцев незаконных питомцев. В результате отец девочки, всегда недолюбливавший ее пса, выставляет его на улицу.

    Тут-то главный герой фильма – а это именно пес – впервые сталкивается с так называемым человечеством. Он видит, с какой жестокостью отлавливают на улицах бездомных собак городские службы. Он проходит через массу испытаний, пока они не достигают пика: новый пленивший его хозяин, избивая, воспитывает в нем ярость. Он готовит его к собачьим боям. Именно после боев пес решает взбунтоваться. Это не личный бунт. Наш пес – доминантный. Он – лидер. Ему удается собрать вокруг себя агрессивную стаю примерно из трехсот собак. Эта стая развязывает кровавую смертельную войну против ненавистного человечества. Ударный эпизод – когда она берет штурмом один из городов: улицы заполняет сметающая все и вся яростная свора.

    ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Конечно, естественно рассматривать «Белого бога» как социальную метафору о современном обществе, которое, прежде всего в бывших соцстранах, вновь становится отчетливо классовым. Это фильм о том, до чего можно довести низы – до того самого бунта, бессмысленного и беспощадного.

    Но куда интереснее в этом фильме не метафоры, а конкретика. Это актуальная для нас картина – речь об отношении общества к собакам и вообще животным. Только такая наивная защитница зверья, как Брижит Бардо, могла пригрозить родной Франции, что вслед за Депардье рванет в Россию, поскольку там к животным относятся лучше (после этого во французских соцсетях возникла шутка: пусть Россия отдаст нам Pussy Riot, а мы ей взамен — Бардо, Депардье и Мирей Матье). Венгрия в фильме слегка вымышленная, но очень похожа на нашу реальную страну. Поэтому параллели фильма с реальностью напрашиваются.

    Налог на собак – вымысел? Ничего подобного. В верхах уже звучала идея ввести такой налог, причем на всех собак скопом. Хотя налог, по логике, можно вводить только тогда, когда государство хоть что-то само тратит на содержание собак: строит площадки для выгула, сеть урн для сбора продуктов собачьей жизнедеятельности или, как в Турции, спасает бродячих псов: там их стерилизуют, снабжают чипами и отпускают на волю (!).

    Жестокость – поклепы на общество? А где еще, кроме нас, существуют так называемые догхантеры? Кстати, о том романтическом слове, каким эти варвары себя назвали, бездумно подхваченном СМИ. Странно цитировать сегодня кинорежиссера и депутата Говорухина, но в начале 1990-х он выступил с разумной (никем, разумеется, не услышанной) идеей, что с некоторыми явлениями надо бороться на лексическом уровне. Тогда как раз вошли в обиход понятия «киллер» и «рэкетир», тоже звучавшие романтически. Почему пресса и все мы подхватываем эти понятия? – возмущался Говорухин. Давайте называть вещи своими именами, по-русски: убийца, вымогатель. А то сидят две дуры-девочки и хвастаются: мой парень – киллер! А мой — рэкетир! Да все не так! Твой парень – вымогатель. Восприятие жизни сразу изменится. Так что какие догхантеры? Убийцы, живодеры – вот точные слова.

    Не люблю пафос, но сказано не мной и давно: именно по отношению к животным можно судить об уровне гуманизма и нравственности в обществе. Вот об этом «Белый бог». В какой-то мере это фильм-акция.
    О нем можно говорить и как о своего рода профессиональном кинематографическом подвиге. Ведь режиссер Корнел Мундруцо и его команда снимали триста реальных бездомных псов. Как они сладили с этой оравой, как заставили ее выполнять коллективные действия, необходимые для развития сюжета, только им самим ведомо.
    Кстати, всех псов до единого после съемок пристроили.

    СТРАННОСТИ. Финал фильма оптимистический, примиренческий, успокаивающий, а зря. «Белый бог» — фильм того типа, который попросту требовал открытого финала: пик конфликта – и бог его знает, что произойдет дальше.

    НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Собака бывает кусачей только от жизни собачей.

    Юрий Гладильщиков, кинокритик
    forbes.ru
    Vusya нравится это.
  2. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Рецензия на фильм
    13.02.2015 Текст: Евгений Ухов
    Белый бог

    Film.ru


    Мать тринадцатилетней Лили уезжает работать в Австралию и вынуждена на время оставить дочь на попечение бывшего мужа. Давно отвыкший от ребенка отец не слишком жалует внезапно свалившуюся на плечи обузу, но еще большее его негодование вызывает пес Лили по кличке Хаген. Собаке требуется уход, ее нужно зарегистрировать в муниципалитете и заплатить налог – мужчина не готов к этому. После пары выходок дочери отец, невзирая на протесты, избавляется от пса. Не привыкший к одиночеству и уличной жизни Хаген преодолевает множество передряг, пока не попадает в питомник, где становится лидером сопротивления собак жестокости человека.

    [IMG]
    Кадр из фильма "Белый бог"



    В съемках фильма приняли участие 274 собаки. Ни одно животное не пострадало ни во время репетиций, ни во время съемок. Всем псам, жившим в приюте, после работы над фильмом нашли новых хозяев
    С давних пор использование в кино младенцев и животных считается если не запрещенным приемом, то неприкрытым манипулятивным способом воздействия на зрителей. Ну что за человек сможет спокойно взирать на детский плач или страдания любимой собаки героя? Только совершенно бесчувственный, а такому не место в кинозале. Вспомните недавнего «Джона Уика» – ни один мускул не дрогнул на лице персонажа Киану Ривза до тех пор, пока на его руках не умер щенок. Вот теперь берегись, все живое. Это всего один, хоть и миленький, щенок. А теперь представьте две сотни собак – вы морально готовы к просмотру венгро-немецко-шведской драмы «Белый Бог», фильма, в котором собак больше, чем людей, а играют они даже лучше своих двуногих партнеров в кадре.


    [IMG]
    Кадр из фильма "Белый бог"



    Роль Хагена исполнили собаки-близнецы – Люк и Боди, специальные скауты повстречали их на аризонской автостоянке в тот момент, когда их хозяин собрался отправить животных в приют
    Лента Корнела Мундруцо начинается вполне предсказуемо, на ум сразу же приходят слова о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Причем автор довольно жирными мазками проводит параллели между жизнями Лили и Хагена. Оба героя в какой-то момент оказываются брошенными своими любимыми, оба становятся на скользкий путь (девочка увлекается старшеклассником и отправляется в сомнительный клуб, а пес попадает к поклоннику собачьих боев), оба ищут помощи, поддержки и подмоги и, не найдя ее, вынуждены опираться только на себя. Временами эти параллели становятся настолько жирными, что за режиссера делается неудобно. Впрочем, фильм как минимум дважды совершает жанровые повороты, так что штампованное повествование отнюдь не является главной претензией к картине.


    [IMG]
    Кадр из фильма "Белый бог"


    Главную претензию к «Белому Богу» можно сформулировать как «неопределенность». Картина получилась небезынтересная, но несколько бесформенная: начинаясь как артхаусная драма, она плавно перетекает в приключенческий триллер, а в последние полчаса превращается в полноценный хоррор. Все три составляющие имеют свои плюсы, но имеют и свои минусы, причем последние в сумме перевешивают. Трогательный эпизод с собакой на репетиции школьного оркестра, пугающие сцены тренировки боевого пса и леденящие кровь кадры нападения на город своры бродячих животных – это все очень здорово. Но между сильными арками проскальзывают и неудачные сценарные ходы, и откровенно слабые повороты сюжета – многое шито белыми нитками, причем самыми большими стежками.

    [IMG]
    Кадр из фильма "Белый бог"


    Возможно, среди причин таких неровностей и неопределенностей лежит и вполне объективная – работа с большим количеством собак. Сложно себе представить даже двух псов, которые могли бы сидеть на месте две-три-пять минут, а тут на экране их сотни. Кинологам и дрессировщикам можно только поаплодировать – работа с четвероногими актерами проведена бесподобная. Как говорится, тот неловкий момент, когда собака играет лучше человека. Однако даже у этой «лучшести» есть не самая радостная оборотная сторона – временами фильм из серьезной драмы превращается во что-то очень детское, создатели словно впадают во времена своей юности, когда мультфильмы про маму для мамонтенка вышибали слезу. На пользу ленте вставки о том, как собачка не может перейти дорогу или как один пес показывает дорогу другому, не идут, это несколько наивно. Напротив, в финале наигранными становятся действия людей – полиция палит по собакам, напуганные люди прячутся в домах и машинах, при том, что угроза не выглядит смертельной.

    [IMG]
    Кадр из фильма "Белый бог"


    Кособокость всей конструкции «Белого Бога» приводит к закономерному финалу, картину просто нечем закончить. Звериное на какое-то время взяло верх внутри Хагена, проступков совершено слишком много, но смерть собаки не может стать искуплением, она тяжким бременем ляжет на плечи Лили. А потому концовка остается открытой, ни правых, ни виноватых авторы назвать не решаются.
    Кроме кинологов очень хочется отметить работу оператора картины, который хоть иногда и перебарщивал с амплитудой тряски камеры, но в целом создал атмосферу погружения в мир животных не менее убедительную, чем в человеческую сторону картины. Всяческих похвал заслуживает София Псотта, девочка, сыгравшая Лили. Неровности и шероховатости не портят общей картины, история Хагена трогательная и очень живая, такое кино вполне можно показывать тем нерадивым хозяевам, что берут щенка только для того, чтобы избавиться от него через год. Будьте осторожны с теми, кого приручили, – вполне возможно, что именно на вас будет обращен самый яростный гнев отвергнутого и обиженного питомца.
    Vusya нравится это.
  3. volchenok New Member

    На форуме с:
    7 ноя 2015
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Женский
    Великолепный фильм! Сейчас ещё должен выйти мультфильм Маленький принц, там главным другом героя мультфильма будет четвероногий друг :smile:

Поделиться этой страницей