Очень интересная статья Здесь выложу немного, всю статью можно прочитать тут http://all-terriers.ru/publ/5-1-0-23 начало http://all-terriers.ru/publ/5-1-0-22 продолжение Валерий Степанович Варлаков. бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина. Практической дрессировкой занимается более 35 лет. УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ Как правило, утверждение “Собака – друг человека!” ни у кого не вызывает сомнений. Однако, по опыту знаю, что порой это бывает не так. В жизни подчас все происходит иначе, и собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести. А надежда воспитать из щенка верного и преданного друга, не оправдывается. Почему же, создав из собаки друга несколько тысячелетий тому назад, человек не всегда может обрести его в наши дни? Отчего из одних щенков вырастают воспитанные и послушные собаки, а из других нет? Почему для одних людей воспитание и обучение собаки – радостная и сравнительно легкая работа, а для других – непосильный труд, непреодолимая преграда? Как добиться желаемого поведения собаки, используя гуманные методы? Как сделать так, чтобы собака была не в тягость, а в радость? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье. Теперь о проблемах, которые, возможно, у читателей уже есть. 1. МЫ САМИ С УСАМИ Перед нами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен – этакий вислоухий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев. Их рассказы о нем полны любви и умиления – эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце. В возрасте 3-5 месяцев разговоры о щенке по-прежнему сквозят умилением, но уже полны и озабоченности, ведь у владельцев появились проблемы. Песик подрос, вытянулся, стал еще более активным, самостоятельным и менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться – требуется вмешательство инструктора по дрессировке. И вот долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но возникает парадокс – внимательно слушая советы, иногда (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления состоит в том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук и профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария). В том числе, и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак. Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8-18 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) маленькие проблемы перерастают в огромные. Умиления в рассказах о любимце становится все меньше и меньше, а горечи и боли все больше и больше. Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака – существо живое, имеющее сложный внутренний мир, обладающее своей собачьей “волей”, “хитростью”, эмоциями и умением любить и ненавидеть. При управлении собакой, в ответ на одни и те же слова и действия, может наблюдаться прямо противоположное поведение. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть. То есть необходимо научиться читать поведение собаки и понимать ее устремления и их последствия. Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки, ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Но ведь вдумчивый человек и сам может многому научиться. Следует также отметить, что если система воспитания человека (ребенка) так или иначе передается по традиции, из поколения в поколение, то основы воспитания, обучения и дрессировки собаки, к сожалению, нам приходится осваивать с нуля. СОВЕТ №1: Всему надо учиться, в том числе и управлению собакой. Следуйте советам профессионалов, точно выполняя их инструкции, ведь они уже имеют опыт воспитания и дрессировки собак. 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ Проблемы воспитания, по моему мнению, являются одними из основных проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод. На мой взгляд, в основе их возникновения лежит несколько причин: запоздалое начало воспитания, банальная неграмотность, неправильное отношение к собаке, искаженное представление о гуманности, сложности взаимопонимания, искажение иерархических отношений в семье