Далекие предки наших собак

Тема в разделе 'Разведение', создана пользователем DashA, 16 сен 2014.

  1. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    Дело было вечером, делать было нечего :smile:
    Иногда пустое ползанье по интернету дает неожиданные плоды. Совершенно случайно попала на сайт http://www.pedigreedatabase.com
    Зарегистрировалась и начала вносить полную родословную Мелы, вначале было грустно, так как совпадений не было. Но когда ввела прабабок посыпалась информация, причем безумно интересная.
    Вот Мелкина карточка (хвастаюсь) http://www.pedigreedatabase.com/samoyed/dog.html?id=2231746-melody-of-my-love-iz-moskovskoy-metely
    все предки кликабельны. Щелкая по пращурам я дошла до Нансена, который родился в начале 20 века. http://www.pedigreedatabase.com/samoyed/dog.html?id=1738331-nansen
    Ну ооочень увлекательно! Рекомендую!
    Приятного потерянного вечера :smile:))
  2. Vusya Golden Star

    На форуме с:
    21 ноя 2013
    Сообщения:
    4.909
    Симпатии:
    4.739
    Пол:
    Женский
    Ну ни фига себе, как круто!!! Это же прямо до самых первых вывезенных собак! :good:
    Пощёлкаю-ка я тоже по пращурам:mocking:.
  3. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    вот еще одну подсадила :smile:))
  4. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Так как не ищи - у всех родословная начинается с Айеши, Сабарки и Уайти Печора.К ним и выведет родословная :smile:
    Bonka, Vusya и DashA нравится это.
  5. MERLINS Администратор

    На форуме с:
    22 апр 2013
    Сообщения:
    10.124
    Симпатии:
    10.226
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Вот такая у меня еще фота есть.
    [IMG]
  6. Vusya Golden Star

    На форуме с:
    21 ноя 2013
    Сообщения:
    4.909
    Симпатии:
    4.739
    Пол:
    Женский
    Лен, а это когда? И где? Какая-то северная экспедиция?
  7. MERLINS Администратор

    На форуме с:
    22 апр 2013
    Сообщения:
    10.124
    Симпатии:
    10.226
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Да, какая то экспедиция.. Я с ФБ утащила фотку, без подписи она была..
  8. Yana_Lorik Member

    На форуме с:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    67
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    20 Октября 1919 года, мыс Челюскина. Это к последнему фото :smile: три собаки в середине упряжки самоедского происхождения. Собака слева с черными пятнами на голове и с короткой псовиной. Собака справа больше напоминает кобеля гренландской лайки.
  9. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    Яночка, пасиб! Это Амундсена экспедиция?
  10. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    Марсель Дэ Бюже нравится это.
  11. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.

    DashA, мне кажется что немного не точно..
    Это статья на сайте Ирины, а саму статью написали Питер Кайзер и Сара де Мончи "О сохранении культурного наследия"
    http://www.pads.ru/mode.980-id.1147-type.html
    Кроме этой статьи здесь есть много других интересных по аборигенным собакам
    Марсель Дэ Бюже и DashA нравится это.
  12. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    статья со старого дориановского сайта, как мне помнится. за ссылку отдельное :give_rose:спасибо!
  13. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    DashA, не за что, но что-то с сайтом не то...
    Первый раз я статью прочитала именно здесь. а сейчас зашла...что-то все не до конца...одни названия статей...
    жалко, очень интересно было читать :sad:
    Но по названиям статей и авторам все равно можно найти в инете, я думаю...
  14. DashA Администратор

    На форуме с:
    2 июн 2013
    Сообщения:
    8.272
    Симпатии:
    7.823
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Беларусь, Гродно
    я тоже не смогла перейти по названию породы куда-либо. Думала на досуге разобраться, а тут оказывается не только у меня проблемы
  15. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОБАКИ ПОРОДЫ САМОЕД.
    Марина Кузина.

    Одними из родоначальников самоедов считают собак, прибывших из экспедиции Фритьофа Нансена. Однако откуда были привезены собаки для экспедиции Нансена, для многих остается загадкой. Называют и Гренландию и Чукотку и даже бассейн Амура…

    Мы предлагаем Вашему вниманию выдержки из некоторых документов, которые помогут пролить свет на происхождение этих собак.
    «В конце осени, начале зимы 1892 г. в Тюмени находился барон Толь, занятый по просьбе Нансена поиском подходящего человека, который мог бы купить и доставить к определенному времени на Югорский Шар партию ездовых собак. Бывший тобольский губернатор рекомендовал для этого дела г. Тронтхейма, как человека опытного и знающего север. В виду этого, Тронтхеймом и был заключен с Толем контракт, по которому должно быть закуплено на p. Сосьве 30 лучших отборных собак, вполне годных для запряжки, которые и должны быть, не позднее начала июля, доставлены, через Уральский хребет к Югорскому Шару, к местечку Хабарово, где Тронтхейм обязан был ждать судна Нансена.
    Заключив, контракт, Тронтхейм 16-го января был уже в Березове (низовья Сосьвы), где в это время было большое стечение остяков и самоедов. Пользуясь этим, Тронтхейм закупил на выбор 33 собаки, приученных к езде в нартах. Эти собаки, для испытания их выносливости, были впряжены в три нарты, на которые было положено по 16 пудов (160 килограмм) клади и село по одному человеку.

    На этих собаках Тронтхейм благополучно проехал из Березова до с. Мужей. Здесь он начал приготовления к дальнейшему пути. Ко дню, назначенному для выступления в путь, Тронтхеймом было заготовлено для собак до 12 800 кг корма, состоявшего преимущественно из сушеной рыбы. Так же был нанят зырянин со стадом оленей в 450 голов, который обязался доставить путешественника, вместе с собаками и кладью, до Югорского Шара, с условием употребить часть из имевшихся у него оленей для пищи собак.

    Выезд из с. Мужей последовал 4 апреля. Собаки были привязаны к нартам по 4 штуки. Экспедиция двигалась довольно быстро. В течение дня делали не более двух привалов: на время обеда и ночи. Зыряне-оленеводы ехали на кочевку со своими семьями - женами и детьми, а потому вечером, при остановках, ставились чумы, разводился огонь и варилась пища как людям, так и собакам. Затем весь стан засыпал, предоставляя караулить оленей маленьким (оленегонным) собакам. Рано утром, когда при начале пути еще можно было различать, когда кончается ночь и начинается день зыряне, при помощи тех же собак собирали в кучу оленей, быстро снимали чумы и вновь двигались.

    По прибытии в Хабарово обнаружилось, что Нансен и Fram еще не появлялись тут и необходимо их ждать. Тронтхейм для своей стоянки с собаками избрал сухое возвышенное место между морем и селением. Для ухода за собаками был нанят самоед. У самоедов и рыбаков Тронтхейм купил 30 пудов мяса, 15 пудов рыбы, начинавшей уже портиться, несколько пудов тюленьего мяса и муки, за которую заплатил 2 р, 50 к. за пуд. В ожидании прихода парохода Fram, Тронтхейм коротал время в охоте и уходе за своими собаками, которые находились в прекрасном состоянии.

    18 июля прибыл давно ожидаемый Fram. Тронтхейм на маленькой самоедской лодочке поехал навстречу и, подплыв к пароходу, закричал по-русски, чтобы его взяли на палубу. Здесь его встретил невысокий энергичный человек, одетый в замасленную рабочую куртку, принятый Тронтхеймом за масленщика, или помощника капитана. Человек этот оказался начальником экспедиции Нансеном. Он радушно встретил Тронтхейма, расспросил о путешествии и сейчас же поехал на берег осмотреть собак.
    В этот же день, Нансен со своими спутниками пробовал на берегу собак, для чего их запрягали в нарту по 8 штук, и садились, по три человека. Нансен остался очень доволен собаками, благодарил Тронтхейма за умелый выбор и прекрасное состояние, в котором находились собаки. Это отражено в аттестате, выданном Тронтхейму на немецком языке.

    «В январе нынешнего года Александру Ивановичу Тронтхейму господином бароном Э. фон Толль было дано поручение, для моей экспедиции в полярные страны, купить 30 отборных собак (для саней) и привести их сюда в Хабарово. Это поручение он исполнил, к моему полнейшему удовольствию. При этом он выказал редкую аккуратность и осмотрительность и мне доставляло удовольствие видеть точность и порядок, в котором он вел свои отчеты. Он производит очень хорошее впечатление, и я могу его рекомендовать как нельзя лучше. За старательное, исполнение данного поручения и за услугу, которую он этим оказал экспедиции, он сегодня получил золотую медаль за заслуги Его Высочества Оскара II, короля Норвегии и Швеции. Хабарово, 3 августа 1893 г. Ф. Нансен».
    Итак, «29-го мы прибыли в Хабарово; здесь приняты на пароход 33 собаки. 2-го августа набрали воды для машин, а 3-го уже подняли якорь и двинулись в путь» - писал секретарь лондонской газеты г. Оли Христофорсон.
    Какова-же дальнейшая судьба этих собак? С Нансеном и Иохансеном к северному полюсу, отправились 28 собак. Однако обратно эти животные не вернулись. Последними спутниками полярных путешественников стали Кайфас и Сугген (Великан).

    На корабле Фрам, дрейфующем по полярному морю, командиром был назначен Отто Свердруп. В его отчете «О плавании «Фрама» после 14 марта 1895 года» можно найти некоторые сведения об оставшихся собаках.

    «Нансен и Иохансен оставили у нас на борту семь собак: суку Сусси и шестерых ее щенят: Коббен, Снадден, Белля, Сквинт, Аксель и Борис» Очевидно, что остальные из собак, принятых на борт Фрама в Хабарово, исключая 28, ушедших с Нансеном, за два прошедших года погибли по той или иной причине. «25 апреля Сусси принесла еще 12 щенков. Все щенята были крупные и красивые и в большинстве белой масти. Из них, по-видимому, обещали вырасти «бельки», как ненцы обыкновенно называют всех белых собак». Трое из этих щенков в последствии умерли.
    «9 октября ощенилась Сквинт из первого помета Сусси. Ей оставили только одного щенка. Неделю спустя ощенилась Сусси, принеся 9 сучек и 2 кобельков. Из них оставили обоих кобельков и одну сучку».

    Таким образом, из отчета Отто Свердрупа видно, что к окончанию плавании, на Фраме оставалось 20 собак, состоявших друг с другом в тесном родстве. Их дальнейшая судьба по возвращению в Норвегию в используемых нами документах не упоминается. По отрывочным сведениям из записок Нансена и Свердрупа все эти собаки были сильными, выносливыми, отлично работали в нарте и прекрасно помогали в охоте на белых медведей. Описания этих охот дают возможность предполагать, что работа в нарте вовсе не исключает охотничьего азарта, злобы к зверю и смекалки. К сожалению, ни в одном из этих отчетов не приведено фотографий. Однако на рисунках изображаются большие, лохматые, преимущественно белые собаки.

    Все сказанное выше, относится к собакам, предположительно, сделавшим большой вклад в современную породу Самоед. Каких-же собак сейчас можно найти в тех местах? В 1962 году фотографии сделанные Владимиром Береговым показывают вполне типичных самоедов. К сожалению, современное состояние аборигенных собак тех районов остается неизвестным.
  16. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    ПРИМИТИВНЫЕ АБОРИГЕННЫЕ СОБАКИ
    Владимир Береговой

    Многие знают, что собака была первым одомашненным животным. Сравнения морфологии, физиологии, поведения и последние исследования митохондриальной ДНК указывают, что все породы собак произошли от одного предка – волка.
    Одомашнивание волка произошло около 15000 лет назад в Азии. Позже собаки стали распространяться среди людских племен мира с миграциями, войнами и торговлей. Присутствие и участие собак дало людям ценный опыт, и это ускорило и облегчило одомашнивание и других животных. Одомашнивание и изменения собак продолжались везде, куда они попадали с людьми, и это во многом зависело от традиций их владельцев и местных условий. Вместе с людьми собаки значительно расширили ареал своего распространения, заселив все континенты и ландшафты, от полярных пустынь до тропических лесов, и многих островов южных морей, кроме Антарктиды. В результате образовались аборигенные породы собак.
    Слово аборигенный означает «изначальный», а название аборигенные собаки в этом случае применимо к собакам определенных географических районов мира, где они были открыты и описаны путешественниками, этнографами и натуралистами. Естественно, их история в каждом конкретном месте связана с историей людей, с которыми они живут. Потому и значительная часть информации о них доходила до нас из этнографических источников. Аборигенные породы собак формировались в условиях примитивного отбора и при вольном содержании. Они размножались почти без искусственных ограничений и при минимуме заботы о них со стороны их хозяев. В некоторых странах они и сейчас еще живут так же, как они жили сотни и тысячи лет назад. На вопрос, откуда у них эти собаки, люди давали один универсальный ответ: «Нам их дал бог» или: «Они явились с неба».
    Физическая изоляция разделяла разные группы людей с их собаками, и этого было достаточно, чтобы накопившиеся различия между местными породами сохранялись и становились все более устойчивыми. Строго говоря, это не были породы в современном понимании, потому что не было целенаправленного подбора пар в процессе разведения, собаки размножались бесконтрольно. Множество собак участвовало в размножении, и смертность щенков была главным ограничением прироста их численности. Различия между географически близкими породами часто были только статистическими и собаки со смешанными признаками были обычными там, где осуществлялись торговые контакты между их владельцами. Естественный отбор всегда играл большую роль, а отбор на нужные людям качества вступал в действие, лишь когда хозяин поддерживал наиболее ценных собак в трудное время. Например, давал корм наиболее ценой суке или переносил ее щенков внутрь жилья в непогоду.
    Помимо примитивности традиционного содержания и отбора, можно говорить и о примитивности внешнего облика, психического склада, стиля охоты и других черт собак. Среди аборигенных пород одни индивидуумы могут иметь больше примитивных черт, чем другие. Аборигенные собаки с примитивной внешностью живущие сейчас – древнейшие породы в мире. В общих чертах их облик довольно типичен во всех странах и легко узнаваем по видимым «диким» признакам, таким как почти квадратный или слегка растянутый формат, клиновидная голова с заостренной мордой косо посаженными ушами, стоячие уши. Это такие собаки как российские лайки, динго и басенджи. Конечно, в каждом районе мира они различаются деталями внешности, такими как окрас и длина шерсти, пропорции головы, размер и постав ушей, а также размеры и пропорции тела. Есть и различия связанные с размножением: наиболее примитивные из них имеют одну течку в год в строго определенный сезон. Но гораздо сильнее их различия во врожденных реакциях на диких и домашних животных, знакомых и незнакомых людей и склонность к охоте, охране, работе в нарте, общем послушании и т. п. Есть древние аборигенные породы ставшие весьма специализированными для определенной работы, например тазы или кавказские овчарки, но и они несут черты примитивности в характере, в стиле работы и физиологии.

    Эволюция аборигенных пород продолжалась вплоть до последнего времени. Однако рост человеческой популяции и глобальное распространение космополитной культуры стали серьезной угрозой для их существования. Много уникальных аборигенных собак уже вымерло, другие стали редкими и теряют свою уникальность по причине смешивания с импортными собаками культурных (заводских) пород. Те аборигенные породы, которые получили признания кинологических клубов, также теряют свои изначальные достоинства превращаясь в заводские породы разводимые для выставочного спорта.

    В старину сходство собаки с волком, койотом или шакалом не делало ей чести, по крайней мере, среди европейцев. Волк всегда был отрицательным персонажем в литературе, фольклоре и суевериях и никогда не воспринимался как красивое животное. Вероятно, так было и в древнем мире. Примитивные собаки с простой волкообразной внешностью были самыми обычными и численно преобладали всюду. Они были верными и не требовательными помощниками простого охотника и защитниками его семьи и собственности. В местах с наиболее плодородной почвой и мягким климатом люди стали жить оседло, возникли центры цивилизации с развитым земледелием, появились города с ремеслами и класс богатых и высокопоставленных людей. Тогда же благодаря отбору, направленному на сохранение любых качеств, отличающих собак от волков, стали появляться собаки, которые выглядели совсем иначе.
    В древнем Египте уже появились остроухие с закрученным хвостом и вислоухие с саблевидным хвостом как салюки, борзые, гончие, крупные мастифы, пастушьи собаки, коротконогие похожие на такс и маленькие комнатные собаки.
    Позднее, в средневековой Европе заводские породы собак эволюционировали еще дальше в разных направлениях делавших их все менее похожими на их предка - волка. К началу девятнадцатого века наступил расцвет заводских пород собак по количеству их поголовья и по числу пород. Тогда собачьи выставки радикально изменили собаководство. Теперь документы подтверждающие происхождение собаки иногда становятся чуть ли не менее важными, чем сама собака. Щенки от победителей выставок продаются дорого и пользуются наибольшим спросом. Породистая собака с необычным видом стала частью стиля хозяина, как его одежда, обстановка или стиль его дома. Это приковывающие взгляд прохожих, престижные собаки. Чистопородность, подтвержденная документами, автоматически означает благородство и своего рода аристократичность происхождения собаки. Если раньше заводчик был также и охотником, и разводил собак для других охотников, то теперь появился так называемый профессиональный заводчик, продающий любых щенков, в том числе и, например, охотничьих, не будучи сам охотником.

    Пренебрежительное отношение к аборигенным, не регистрируемым собакам распространено и в наше время, но уже много любителей собак достаточно образованных и знающих, что примитивные собаки, выращенные дома и занятые адекватной работой, нисколько не хуже старых заводских пород, а часто и превосходят их. Сравнивая аборигенные породы собак с культурными заводскими породами по их практической полезности, нужно учитывать так же их разнообразие по степени одомашненности и тонкой специализации в служении людям.
    Сами признаки заводских пород, отличающие их от оригинального дикого типа, во многих случаях есть ни что иное, как биологические аномалии. Излишества в анатомических и внешних морфологических отклонениях ставших своего рода торговыми марками некоторых заводских пород собак, имеют свою цену в форме неудобства, а иногда даже выживаемости собаки и должны компенсироваться заботами ее владельца. Кроме этого, их общая приспособленность и здоровье ослаблены длительным существованием под довольно регулярным ветеринарным надзором, что поколениями сохраняло генетически не совсем полноценных животных.
    Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств: их движения и бег экономичны, точны, хорошо координированы и легки, как у диких псовых. Это всегда поддерживалось строгим, хотя и бессознательным отбором.
    Другие черты их совершенства включают полный набор крупных симметрично расположенных и крепких в течение жизни зубов, чем редко могут похвастать многие популярные заводские породы. У них большая потенциальная продолжительность активной жизни, врожденный иммунитет и большая сопротивляемость к местным болезням, передаваемым клещами и кровососущими насекомыми и даже иммунитет или толерантность к клещам, блохам и глистам; большая выносливость во время работы на охоте, в нартах или при пастьбе и охране стад в тяжелых климатических условиях. Им требуется меньше пищи, потому что их пищеварение более эффективно.
    В тех местах мира, где аборигенные собаки исторически используются для работы, они работают от души. Лучше всего они делают то, для чего они были приспособлены в стране их происхождения, в родной или иной сходной обстановке. На охоте, в нартах, охраняя дом или стада, они не нуждаются в регулярно даваемом поощрении. Более того, они часто остаются подолгу голодными, но не бросают работать. Энтузиазм работающей примитивной собаки объясняется тем, что для них сам процесс работы с участием хозяина и есть их лучшее вознаграждение.
  17. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Во время охоты примитивная собака использует весь набор чувств, данный ей природой, чтобы быстрее найти дичь, как это делал бы волк. Имея дело с большим и опасным животным, такая собака должна соразмерять свою храбрость со степенью опасности. Иначе она будет быстро убита или искалечена и ее хозяин может лишиться своего помощника, а небогатый владелец не может позволить себе держать стаю собак.
    К сожалению, примитивные собаки начали заменяться заводскими породами и исчезать сначала в городах, затем в отдельных странах и, наконец, к середине двадцатого века их вымирание ускорилось во всемирных масштабах.
    Рост популярности заводских пород объясняется еще и тем, что они легче контролируемы и удобнее для содержания в густо населенных местах. Аборигенные породы все более оттеснялись на периферию, в глушь, где население реже. Но проходит время, и прибывающие люди привозят новых собак и туда. Везде, где собак держат по старинной традиции, позволяя им бродить и спариваться бесконтрольно, аборигенные породы, смешиваясь с импортированными заводскими породами, теряют свою специфичность и таким образом перестают существовать как таковые.
    В некоторых географических районах вымирание аборигенных собак происходит и в результате изменений в образе жизни коренного населения. Например, ездовые собаки эскимосов одни из лучших в мире, но они почти вымерли, потому что они стали им больше не нужны. Современные эскимосы теперь не живут в иглу построенных из глыб льда, а в теплых стандартных домиках с электричеством. Сейчас канадская эскимосская собака признана официально как чистокровная порода. Ее используют для спорта или для семейного хобби езды в нартах. Канадцы знают цену качествам аборигенных собак и твердо намерены их сохранить как ездовую породу.
    К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.
    Аборигенные собаки представляют большую ценность для всех любителей собак как уникальные творения природы и человека. В наше время, когда они становятся редкостью, любители проявляют к ним все больше интереса. Их ценят по разным причинам. Есть большая категория людей движимых романтическим «зовом предков», мечтой о простой независимой жизни как «в старое доброе время» и нетронутой природе. Их привлекает неискаженная внешность и характер аборигенных собак. Есть и другая важная категория любителей таких животных. Это те, кто ценит аборигенных собак как раз за их рабочие качества. Им они нужны для охраны овечьих стад от волков и койотов, для охоты или для езды в нартах. Есть люди, которых аборигенные собаки привлекают тем, что это собаки их предков, часть национального наследия. Современного ценителя аборигенных собак больше не смущает присутствие в них волчьих черт. Наоборот, они скорее ценят их именно за это. Волчьи черты лаек – важная часть их первобытной красоты. Это их, так называемая, «звероватость».
    С целью объединения усилий любителей аборигенных собак в 1999 году Джанис Колер-Мацник было организовано Общество по сохранению примитивных аборигенных собак (PADS – Primitive Aboriginal Dog Society).
    Россия – страна самая богатая ценными аборигенными собаками, включающими лучшие в мире охотничьи, ездовые и пастушьи породы. По злой исторической иронии Россия, будучи родиной самых лучших и многочисленных ездовых аборигенных собак, пропустила развитие растущего во всем мире спорта езды на собаках запряженных в нарты. Хуже того, в советское время проводилось систематическое истребление аборигенных собак севера, свидетельства чему есть во всех регионах, где эти собаки существовали. Еще не поздно найти и восстановить то, что сохранилось. Не так давно широкой публике стало известно, что еще сохранились аборигенного типа чукотские и камчатские лайки. Можно-ли еще найти и восстановить на ее родине уникальную амурскую лайку? Есть-ли еще где-либо в живых быстрые коренные охотничьи лайки манси? А где те исключительно способные «лисоподбные» охотничьи лайки эвенков? Сколько оленегонных лаек старого аборигенного типа еще гоняют оленей? Аборигенные кавказские овчарки, среднеазиатские овчарки, тазы и тайганы представляют собой уникальные породы и нельзя допустить, чтобы они были потеряны.
    PADS решило открыть в России свое отделение, что бы дать реальную возможность всем людям, заинтересованным в сохранении аборигенных собак устанавливать контакты друг с другом, обмениваться мнениями, опытом и координировать усилия по отысканию, спасению и, если возможно, восстановлению аборигенных пород на территории России.
  18. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    КОНЦЕПЦИЯ АБОРИГЕННОЙ ПОРОДЫ СОБАК

    Владимир Береговой
    Вирджиния, США

    Часть I.

    Введение

    Было время, когда аборигенные породы собак были единственными породами во владении людей. Все современные популярные породы собак, в то, или другое время, были выведены от аборигенных пород. Затем, они улучшались искусственным отбором и межпородными скрещиваниями, чтобы получить наиболее желательную комбинацию признаков во внешности и поведении. В течение длительной истории жизни в условиях ограниченной свободы движения, хорошего ухода, и тренировок на послушание, они стали более или менее беспомощными, если их предоставить самим себе. Иногда такие породы называются «породами, сделанными людьми» или «культурными породами». Многие породы других видов животных были также получены селективным разведением и содержанием в условиях хорошего ухода и строго контролируемой среды и они также стали ослаблены физически и зависимы от пищи и защиты, получаемой от людей. Современная концепция породы основана, главным образом, на знаниях, накопленных в процессе работы с породами такого рода. Собаки, которые не подходят под определение любой из известных пород, перечисленных в каталогах кинологических клубов, остаются «невидимыми» для публики и чаще всего вовсе не считаются породами. С другой стороны, если главные регистрирующие собак организации принимают аборигенную породу, она также подвергается изменениям и превращается в еще одну культурную породу, разводимую с родословными.

    Аборигенная порода или зоологический подвид
    Аборигенные собаки - это естественные породы, которые никогда не создавались путем запланированных генетических преобразований, преднамеренным отбором разводимых линий или скрещиваний между разными породами. Путешественник прошлых веков, когда они встречали туземных людей далеких стран, писали о пользе, сообразительности местных собак и их службе для людей. В то же время, они использовали нелестные эпитеты, называя их «дворнягами», «нечистокровными колли», «лишайными тварями», «уродливыми собаками» и т. п. В общем, путешественники, чей вкус был воспитан на европейских чистокровных породах, считали аборигенных собак местными дворнягами и это было весьма близко к истине. Однако, они были особенными дворнягами, которых сейчас мы предпочитаем называть аборигенными породами, хотя некоторые любители собак и эксперты не охотно используют термин «порода», говоря об аборигенных собаках. Аборигенные породы вызвали интерес профессиональных биологов сравнительно недавно, главным образом, по причине возросшего интереса общества к охране природы и национального наследия. Удивительно мало серьезных научных исследований по аборигенным собакам как таковым. Фактически они очень сходны с дикими животными, потому что никто не может заявить авторство на какой-либо тип аборигенных собак. Самое большее, что можно было сделать, это открыть и описать их, также как мы открываем и описываем дикие виды и подвиды. Географы и этнографы открывали аборигенных собак и они оставили более или менее куцые описания их, из которых сейчас мы пытаемся извлечь информацию об их происхождении и историческом прошлом. Сейчас многие аборигенные собаки уже вымерли или оказались на грани вымирания. И всё большее число энтузиастов и людей, желающих внести вклад спасение этих собак, импортируют их из родных им стран и хорошо о них заботятся, популяризуют их, разводят их, ведя родословные с надеждой, что Американский Кеннел Клуб (AKC), FCI и другие клубы их признают официально. Обычно достаточно интереса попробовать держать новую «неиспорченную» породу. Остается вопрос: а для чего? Хотим ли мы испортить также и аборигенных собак? Прежде чем серьезно заняться программами по охране и спасению аборигенных пород необходимо понять как и почему они отличаются от культурных пород и рассмотреть поближе саму концепцию аборигенной породы. Реальное сохранение аборигенных пород может быть только их сохранение в качестве аборигенных пород вместе с их средой и работой, которую они несут для людей. Одна из самых поразительных черт аборигенных собак - это их естественность. Фактически они более сходны с подвидами диких животных описываемых зоологами, чем с классическими (культурными)породами домашних животных. В самом деле, каждая популяция специфического типа аборигенной собаки имеет свой географический ареал распространения и он всегда связан с определенной этнической группой людей. Поскольку собаки как одомашненные животные ассоциированы с людьми, их можно называть этногеографическими породами. В то же время, подобно диким животным, каждая из этногеографических пород является результатом медленной эволюции в условия жизни и работы совместно с людьми. Эти породы подвергались естественному отбору и отборы, направлявшемуся людьми, благоприятствовавшему лучшим рабочим качествам. Отбор, направляемый людьми, был весьма стихийным, иногда его называют «бессознательным» отбором, который можно скорее рассматривать просто как иной формой естественного отбора, чем как тем отбором, который применяется на основе современных знаний в области животноводства и генетики. Это объясняется тем, что аборигенные собаки живут и работают для людей в условиях почти неограниченной свободы и никогда, или редко, привязаны или заперты и их кормят нерегулярно (иногда не кормят в течение нескольких недель); они вяжутся свободно и иногда даже выращивают своих щенков без помощи людей. Они живут с людьми скорее как симбионты, чем как животные плененные, эксплуатируемые или испорченные одомашниванием. Конечно, аборигенные собаки имеют свои выгоды от совместной жизни с людьми, например, защита от диких хищников, иногда от плохой погоды и голода. Последнее особенно очевидно там, где люди и их собаки живут в особенно суровых климатических условиях, таких как на приполярном севере или в пустынях, где собаки и люди буквально зависят друг от друга, чтобы просто выжить. Однако, каждый, будь -то собака или человек, должен работать, чтобы добыть «хлеб насущный». Например, плохо работающая собака наиболее вероятно не получит хорошего обращения, будет оставлена не кормленной и ее щенки не будут сохранены; она будет брошена на голодную смерть в неурожайный год или просто убита на рукавицы. Несмотря на то, что собаки никогда или только временно были ограничены в свободе движения и спаривались свободно, щенки выдающихся сук или от лучших кобелей, если кобель был известен как отец щенков, были чаще сохраненными и защищенными от невзгод природы и выращены для замещения стареющих взрослых собак. Циклические колебания в урожайности в природе, плотность дичи и разного рода природные колебания оказывали свое влияние на жизнь и людей и их собак. Естественный отбор не останавливался никогда. Другое сходство между аборигенными собаками и подвидами диких животных заключается в том, что они являются старейшими не измененными породами в мире. В самом деле, согласно данным из археологических раскопок, такие собаки как лайки или ездовые собаки были с людьми с неолита. Ископаемые скелеты типа салюки датировались 2500 годами до нашей эры, а ископаемый скелет австралийского динго был датирован 4-5 тысячами лет назад. Мощные собаки, используемые для защиты стад, также очень древнего происхождения. Сходство между аборигенными собаками и дикими животными идет и еще дальше, если мы рассмотрим поближе их поведение во время их работы, выполняемой для людей. Дрессировщикам известен независимый характер аборигенных собак, за что их часто называют твердолобыми, упрямыми и даже глупыми. Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам подобным цирковым или другим неестественным для них вещам. И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает, когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волка глупым. Однако, в их родной среде аборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительно сложные задачи и все это они делают сами.
    Марсель Дэ Бюже и Vusya нравится это.
  19. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Они быстро научаются тому, что и как должно быть сделано без особого предварительного обучения, дрессировки или направления людьми. Они все работают естественно. Чтобы начать работать, аборигенной собаке не нужен метод дрессировки «палки и морковки». Сама их работа для них вознаграждение. С определенного возраста каждый щенок понимает что и как ему делать. Так аборигенные собаки называемые тазы, салюки, афганские борзые, бахмулы и тайганы научаются охоте сами, если их берут в то среду, где есть быстро бегающие животные. Фактически они рождаются, живут и растут в такой среде вблизи от их хозяев, живущих в доме, шатре или в юрте. Щенок охотничьей лайки начинает находить и облаивать белок или тетеревов, начиная с возраста нескольких месяцев, но при условии, что ему была дана возможность бегать свободно в лесу. Тот же щенок с возрастом сам переключится на более ценную дичь без специального наущения. Это происходит, даже если его владелец совсем не охотится, а просто берет его часто в лес. Хорошая лайка знает, на что охотиться и как это делать. Ездовые собаки начинают тащить нарты в возрасте четырех месяцев, когда их подпрягают со взрослыми собаками или когда их подпрягают для помощи женщинам и детям тащить легкие нарты с хворостом. Аборигенные ездовые собак также хороши и на охоте и используются для охоты на крупных морских млекопитающих. Щенки собак, сторожащих отары овец, начинают работать в гармонии со старшими собаками, участвуя в охране, если они растут при отаре. Для всех этих собак их работа является естественной частью их повседневной жизни. Такое поведение сильно отличается от поведения собак, смотрящих вам в глаза и желающих вас порадовать быстрым научением сидеть, подходить, кувырнуться и другим вещам типично требуемым от культурных пород. Аборигенные собаки делают работу нужную для людей, но они действуют как дикие животные, потому что они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работы аборигенной собаки поразительно сходна с цепью действий волков, которые также запрограммированы генетически как жить и охотиться в стае. Однако, в случае с собаками, их человеческие хозяева, а иногда и другие домашние животные, становятся частью их стаи или же жизненными элементами их жизни и среды. Для них овцы, или северные олени, уже не добыча, а скорее часть защищаемой территории. Точно также для охотничьей собаки, застреленное или пойманное животное еще не пища. Добытое принадлежит хозяину, а он накормит собаку потом. Сейчас я проиллюстрирую различие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюдений сделанных людьми с богатым опытом по поведению собак. Вот басенджи, одна из наиболее диких аборигенных пород и вот спаниель, одна из наиболее популярных культурных пород. Корен (1994), тренер собак, сравнил поведение 79 пород и оценил их сообразительность по способности слушаться и научаться выполнению команд получаемых от дрессировщика. В своей книге «Сообразительность собак; Сознание собаки и ее способности», он пишет, что кокер-спаниель самый сообразительный из собак, а басенджи в его списке занимает 78-ое место из 69исследованных пород. Эта книга стала одним из бестселлеров вскоре после ее презентации на утренней телепередаче в США. Бедняга басенджи был публично унижен! Однако, по чудесному совпадению, было проведено научное исследование почти 30 лет до публикации книги Корена, в котором Скотт и Фуллер(1965) сравнили поведение басенджи и кокер-спаниеля в экспериментах, запланированных на испытание по послушанию и решению проблем. Скотт и Фуллер также использовали шелти, фокстерьеров и биглей в их исследовании по генетике и социальному поведению у собак. Среди пяти пород только басенджи был настоящей примитивной аборигенной породой. В опытах, включавших команды голосом, требующи хоставаться на весах, ограничивающих активность собаки на поводке, послушания, оставаться на платформе на расстоянии от дрессировщика, коккер-спаниель был самым легким в обучении. Басенджи был самым трудным. Три другие породы были между этими двумя по трудности обучения. В опытах по целевой ориентации с различной степенью трудности, девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу, чтобы достичь определенной цели. В этих и других экспериментах требующих активного решения задачи басенджи оказался самым сообразительным из всех испытывавшихся пород, а коккер-спаниель был на последнем месте. Из этих экспериментов стало особенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцев и где нужна была изобретательность и инициатива, аборигенная «дикого типа» порода с независимым мышлением превосходно отличилась. Интересно, что порода «созданная человеком» - коккер-спаниель, была наиболее успешной в тестах на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеем дело с разными концепциями породы. Обе породы, культурная порода и естественная порода (дикий тип) очень хорошие собаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей. Басенджи стал скорее как дикий подвид одомашненной собаки (Canis familiaris), а коккер-спаниель стал культурной породой домашней собаки. Ниже я привожу мое любимое определение подвида данное Эрнстом Майорм (Mayr,1963). Подвид -это агрегат местных популяций вида, обитающий на части географического ареала вида и отличающийся таксономически от других популяций того же вида. Слово таксономически означает, что такая популяция уникально отличается в достаточной степени, чтобы ученые ее признали за подвид и дали ей научное название по-латински. Добавьте к этому определению человеческий фактор, принадлежащие этнической группе людей, и вы получите хорошее определение аборигенной породы. На самом деле попытки описания аборигенных пород собак в качестве подвидов Canis familiaris уже неоднократно делались, но они не встретили поддержки среди зоологов просто потому, что Canis familiaris это просто домашнее животное и ее вариации не относятся к традиционным объектам интересным для систематиков. Пожалуй, каждая аборигенная порода лучше всего характеризуется своей способностью выполнения определенной работы, внешним видом и географическим ареалом вместе с ее местом в культуре определенной этнической группы (или близко родственных групп), с которыми она живет. Окрас шерсти довольно изменчив индивидуально, а один из них особенно заметен фенотипически, это окрас с белыми пятнами. Пегий окрас - это черта, появившаяся в условиях одомашнивания и жизни под защитой человека. Обе идеи, идея подвида и идея аборигенной породы применимы к реальным популяциям с реальными географическими ареалами и их признание как единиц с названиями поддерживаются здравым смыслом и практической необходимостью. Это делает и те и другие важными и заметными как часть биологического разнообразия. Общепринятое определение породы слабо поддерживается строго научным методом, потому что идея породы (здесь снова видно сходство с подвидом диких животных) всегда несколько туманно и обычно это то, на чем мы соглашаемся коллективно. Согласно словарю Мериама Вебстера, порода - это группа животных или растений родственных друг другу по общему происхождению и внешне сходных по большинству признаков. А вот определение породы, предложенное американским генетиком, Д. Л. Лушем, одним из отцов современной популяционной генетики домашних животных (Lush, 1994): «Животные, которые посредством селективного разведения стали похожими друг на друга и передают свои признаки единообразно потомству». Аборигенные собаки, живущие в определенном районе и используемые одинаковым образом вполне подходят под такое определение породы, потому что они сходны между собой в результате селективного процесса и передаю свои сходны черты потомству. Наименование аборигенных собак определенных этнических групп и географических районов породами сало очень обычным в научной и популярной литературе. Часто спорят, какой из принципов предпочесть, географический или этнографический(национальный). Разделение их будет всегда искусственным. Это как раз то, что было сделано в прежнем Советском Союзе, где были созданы четыре породы охотничьих лаек известные сейчас. Хотя слова о сходстве между собой относятся главным образом к внешнему виду, у сельскохозяйственных животных, признаки продуктивности могут быть не менее, а часто и более важными, чем внешний вид и это в равной степени верно в отношении аборигенных пород. Творческие заводчики сельскохозяйственных животных создают и держат свои собственные уникальные породы. Поэтому, есть еще более вольное определение породы: «Порода - это группа домашних животных названная таковой по общему согласию заводчиков... термин, который возник среди заводчиков скота и можно сказать созданный для их собственного использования и никто не имеет приписывать этому термину научный смысл определения и обвинять заводчика в неправоте, если они не следуют данному определению
    Марсель Дэ Бюже и Vusya нравится это.
  20. zwezda Golden Star

    На форуме с:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3.032
    Симпатии:
    3.035
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Моск.обл.
    Это их термин и то, как они его используют, будет правильным.» (Lush, 1994). В свободном мире каждый заводчик или группа заводчиков собак, или других животных, могут попробовать свои силы в области искусства разведения своих животных и будущее любой из вновь полученных пород будет зависеть от ее признания потребителями. Однако, аборигенные породы очень сильно отличаются. В сущности, они являются естественными явлениями, географическими вариантами домашней собаки (Canis familiaris), эквивалентными подвидов в зоологии. Каждая из них уникальна и произошла эволюционным путем. Аборигенные породы - это еще остающиеся естественные монументы природы и культуры, потому что они доказали свою полезность и прошли испытание временем. Их самая важная концептуальная разница от постоянно изменяющихся искусственных культурных пород заключается в том, что они были развиты для выполнения определенной функции. Их внешний вид имеет вторичное значение и всегда связан и подчинен функции.

    Культурные породы

    Аборигенные породы были предшественниками пород сделанных человеком. Способность собакиохотиться на определенную дичь и определенным образом была всегда важна для охотников прошлых веков.Собаки того времени еще очень напоминали предковых аборигенных собак; они были выносливыми издоровыми собаками, потому что их разводили охотники для других охотников. Несмотря на то, что разныепороды собак имели разные названия и назначения, скрещивание собак разных пород было очень обычнымделом и их помеси все равно назывались скорее по их назначению и характеру работы, чем по внешнемувиду. Так, например, гончие, борзые или пойнтеры, независимо от того какие породы были примешаны кним. Каждая собака ценилась в зависимости от того, как она была способна к охоте и такого родагенетическая «алхимия» в разведении собак продолжалась пока собак разводили для полевой работы.Однако, радикальные изменения произошли в конце XIX века, когда собак начали разводить в чистоте сродословными записями и использовать их для соревнований на выставках. Выставки собак возродилипопулярность охотничьих пород, которые численно пошли на спад в предшествующее время по причинепотерь земель для охоты и рост городского населения в Европе. Теперь, большее число жителей городовстали заводчиками охотничьих собак, которые теперь стали скорее декоративными, чем охотничьимисобаками. Щенки стали продаваться любителям выставок и как собаки компаньоны. Поскольку заводчики вбольшинстве случаев не были охотниками, внешний вид собаки стал наиболее важен, а первоначальноеназначение собаки игнорировалось. Для любителей выставок все эти охотничьи или сторожевые инстинктыстали атавистическими чертами прошлого и больше всерьез не принимались. Интересно, что даже и сейчасмногие любители выставок и даже некоторые выставочные судьи серьезно верят, что если экстерьер собакихорош, ее функциональные качества также автоматически есть в наличии. Поэтому, многие верят, что собакииз линий, побеждающих на выставках, должны быть очень хорошими и в полевой работе, если только имдать возможность себя проявить. На самом деле это маловероятно, во-первых, потому что многие признакивысоко ценимые на выставках фактически не имеют ни какого функционального значения на охоте и, во-вторых, есть анатомические особенности, которые неправильно интерпретируются выставочными судьями ,если они сами не охотники. Вот почему многие охотничьи породы раскололись на две группы, одна длявыставок и одна для охоты.Однако, проблема с выставочными породами на этом не кончается. Использование небольшого числакобелей, выигравших на выставках, в качестве производителей и разведение собак максимально сходных сидеалом описанным в стандарте породы ведут к потере генетической гетерозиготности в популяции.Продолжительный инбридинг поздно или рано приводит к фиксации вредных аллелей и появлениягенетических аномалий в потомстве с увеличивающейся частотой, такие как пропущенные зубы,неправильный прикус и различные нервные расстройства, наследственная слепота, эпилепсия, вывих втазобедренном суставе, ненормальности связанные с размножением и т. д. Довольно интересно то, что ужеесть несколько пород ответвленных от аборигенных популяций в сравнительно недавнее время ипревращенных в популярные выставочные породы с родословными. Каждая из них содержит особей,страдающих от наследственных заболеваний и чем дольше история породы как выставочной, тем больше онаразболтана генетически. Вот список таких пород: финский шпиц, самоед, сибирская хаски, аляскинскиймаламут, карельская медвежья лайка и басенджи. Несколько других пород с чисто аборигенными предками,но разводившимися по стандарту, такие как западно-сибирская лайка, восточно-сибирская лайка,среднеазиатская овчарка и кавказская овчарка остаются в несколько лучшей форме, потому что они имелиназначение как охотничьи или рабочие собаки, а не только как выставочные. Тем не менее, они такжеподверглись различным изменениям, отклоняющимся от предкового аборигенного типа. Все аборигенныепороды, разводимые в питомниках изменяются сходным образом: они становятся крупнее и тяжелее,прожорливее, склонными к ожирению и медлительнее в работе. Эти изменения становятся особеннозаметными по достижении у собак около пяти лет и старше. Их аборигенные предковые популяции ещеживы и сравнения с ними позволяют нам наблюдать и изучать появляющиеся различия. Разница междувыставочными линиями из питомников и предковыми аборигенными популяциями появляется довольноскоро, а зачастую независимо от того, насколько это сознают сами заводчики.Есть книга, основанная на исследованиях наследственных проблем со здоровьем у чистокровныхсобак: «Медицинские и генетические аспекты чистокровных собак» (Ross.D. Clark, J. D. Steiner and H. David.Haynes, editors, 1983). Это книга содержит 576 страниц о наследственных проблемах пород собакпризнанных Американским Кеннел Клубом и FCI. Можете себе представить, сколько бы могли написать авторы этой книги об этом предмете, если бы они изучали аборигенных собак не загрязненных смешением скультурными породами? Вероятно они бы не нашли много материала, потому что среди аборигенных собакмутации такого рода выметаются отбором. Рецессивные аллели с вредным эффектом на фенотип среди нихвстречаются с частотами близкими к тому, что найдено на диких животных. Я хочу напомнить читателям,что не в столь давнее время до 90% популяции колли были носителями наследственной слепоты.Обсуждение и библиография по этому предмету могут быть найдены в книгах (Beregovoy, V. and MoorePorter,2001; M. Derr,1997).
    Марсель Дэ Бюже и Vusya нравится это.

Поделиться этой страницей